Капоэйра
Капоэйра - бразильское национальное боевое искусство, которое сочетает в себе элементы танца, игры, акробатики и сопровождается национальной бразильской музыкой.
От других боевых искусств отличается использованием низких положений, подсечек, ударов ногами и обилием акробатических движений.
В отличии от ранней капоэйра, современная ее форма редко используется в боевых целях. Ее обычная практика — это проведение бесконтактного боя. Хотя в наше время существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре.
Капоэйра представляет собой такую форму искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, музыку, внешний вид участников и аттестацию капоэйристов.
Согласно общепринятой версии, впервые капоэйра появилась в Южной Америке благодаря чернокожим рабам.
Их португальцы привозили из колоний Анголы, Гвинеи, Мозамбика, Конго.
Из-за жестокого обращения бразильских рабовладельцев множество рабов бежали в сельву, где африканская культура и религия встретилась с индейской.
Беглые селились в так называемых «вольных городах», из субкультуры которых и возникла капоэйра. Ее становление проходило на протяжении очень многих десятилетий. И первая в истории официальная школа капоэйры открылась только в 1932 году.
Ее основал Местре Бимба, который придумал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана» или просто «Капоэйра Режионал».
Бимба систематизировал годами наработанный опыт различных школ и улучшил методику преподавания. Разработанные им «8 последовательностей Бимбы», по сей день считаются азбукой для капоэйристов.
Бимба стал автором уникальных техник преподавания капоэйры, комплексов движений, ударов и контрударов ногами и руками. Капоэйра до Бимбы и после него — это два абсолютно разных подхода к теории и практике этого вида единоборства. Вторым человеком, который сильно повлиял на современную капоэйру, стал Местре Пастинья.
Он открыл свою академию «Капоэйры Анголы» в 1941году. Стиль Пастиньи так и называется «Ангола», в честь места в Африке, откуда привозили рабов. Если Бимба придавал особое значение боевым аспектам капоэйры, то Паштинья в основном подчеркивал её традиционный ритуальный и игровой характер.
Сегодня многие школы преподают смешанный стиль капоэйры, который называют «Контемпоранеа». Этот стиль является предметом очень многих споров, так как многие капоэйристы утверждают, что ни в коем случае нельзя смешивать стили Режионал и Ангола, что нужно практиковать лишь один из них для того, чтобы можно было полностью принять форму игры. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Они утверждают, что нужно иметь навыки и традиционной, и современной капоэйры.
Каждый из стилей, Ангола и Режионал, уделяют главное внимание разным свойствам и ключевым моментам. Ангола делает упор на глубокую осмысленность всех движений, в то время как Режионал концентрируется на развитии быстроты рефлексов и скорости. Школы, которые сочетают эти оба вида, учат, как использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.
Сейчас школы капоэйры объединяют десятки тысяч людей во всем мире. Регулярно проводятся семинары, фестивали.
Первое знакомство Европы с капоэйрой произошло в 1951 году во время европейского тура артистической труппы Companhia Brasiliana.
Преподавание капоэйры в США началось в 1975 году мастером Джелон Виейрой в Нью-Йорке.
Знакомство Германии с капоэйрой произошло в 1980 году с прибытием туда Пауло Сикейра.
В 1987 в Париже году состоялась первая летняя встреча Capoeira Summer Meeting, которая была организована Маркушем Чина и группой Senzala. С 1989 года летний лагерь начал проводится в Гамбурге организацией Пауло Сикейры Capoeuropa. Эта встреча, продолжительностью в шесть дней является одним из самых крупных событий в европейском календаре капоэйры. Другими значительными ежегодными фестивалями являются International Capoeira Angola Meeting (Берлин, Вена) и пасхальная встреча в Амстердаме.
В России и СНГ первый серьёзный интерес к этому виду искусства проявился в 1994 году, когда на экраны вышел фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом в главной роли.
Главный вклад в развитие отечественной капоэйры сделали визиты бразильских мастеров, которые с 1996 года приезжают со своей программой семинаров в СНГ.
Встречи капоэйристов, в большинстве случаев, проходят по определенным правилам.
Капоэйристы или публика образую круг Роду, в изголовье которого становятся музыканты.
Все поют на португальском языке песни.
Двое входят в круг и начинается игра — удары, передвижения, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть.
Характер игры в Роде зависит от песен и ритма, который играет беримбау.
Беримбау – инструмент, напоминающий лук с резонатором. Он задаёт основной темп и ритм игры в Роде.
Общепринятой считается традиция, когда используются три беримбау. Каждый из них играет свою роль:
- Беррабой — самый большой беримбау с самым низким тоном. Задаёт главный темп и тон игры.
- Сентру — средний беримбау, является дополняющим к предыдущему, обычно играет обратный ритм.
- Виолинья— самый маленький беримбау с самый высоким тоном, обычно играет насыщенные вариации основного ритма.
Кроме беримбау, для задания ритма в капуэйро используются еще другие инстументы:
- Атабаке — традиционный африканский барабан, высотой человеку по пояс, ведёт основной ритм.
- Пандейру — бубен (2 шт.).
- Агого — двойной колокольчик, на котором играют деревянной или металлической палочкой, ударяя поочередно по каждому из колокольчиков.
- Реку-реку — ребристая деревянную или металлическую поверхность-трещётка, по которой проводят палочкой, извлекая «треск».
В капоэйре нет статических стоек. Её основой является жинга — это непрерывное движение, когда игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или удар провести самому.
* жинга
* негачива
* эшкива
* кокоринья
* роле
* ау аберту
* ау фешаду
* ау добраду
* ау агулья
* бананейра
* бику ди папагайу
* макаку
* кабесада
* понтейра
* кейшада
* армада
* мейа-луа ди френчи
* мейа-луа ди компасу
* бенсау
* мартелу
* шапа
* вингачива
* тезора
* круз.